Автоматизированный обучающий комплекс (АОК)
повышение эффективности производственного обучения
Предметная область применения АОК определяется имеющимися электронными учебными курсами, работающими под управлением автоматизированной обучающей системы.
Предметная область применения АОК определяется имеющимися электронными учебными курсами, работающими под управлением автоматизированной обучающей системы.
Автоматизированный обучающий комплекс (АОК)
повышение эффективности производственного обучения
Основой АОК является программный комплекс ИСТОК-МАСТЕР (рег. номер 2005610924 в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам), представляющий собой универсальную автоматизированную обучающую систему (АОС), предназначенную для обучения, тестирования и контроля знаний персонала (клиентов) в любой предметной области.

В настоящее время на железных дорогах РФ установлено свыше 750 автоматизированных обучающих систем по охране труда и промышленной безопасности, электробезопасности, безопасности движения поездов, созданных на базе программного комплекса ИСТОК-Мастер.

АОК – это комплекс технических, информационных и программных средств, предназначенных для реализации следующих функций:
  • тестирования, обучения, самоконтроля знаний, аттестационного контроля и экзаменов;
  • создания новых и развития имеющихся электронных учебных курсов и других информационных материалов;
  • формирования отчетной учебной документации, ведения архивов, сбора, обработки и отображения статистики об учебных занятиях;
  • информационной поддержки лекций, докладов, совещаний, презентаций;
  • информационно-справочного обслуживания.

АОК может быть установлен в стационарных или мобильных кабинетах охраны труда, технических кабинетах, в учебных центрах. При этом имеется возможность удаленного обучения работников линейных структурных подразделений непосредственно на рабочих местах, если последние имеют канал связи достаточной пропускной способности.
Комплектация АОК зависит от решения конкретных задач.

В состав АОК входят автоматизированные рабочие места для преподавателя, обучаемых, администратора-методиста, разработчика курсов, а также набор технических средств обучения, в который могут входить: видеокамера, мультимедийный проектор, телевизор, интерактивная доска, наглядные пособия.
Основными отличительными особенностями АОК от аналогичных систем являются:
  • модульная архитектура построения электронного учебного материала, позволяющая минимизировать сложность и объем работ по созданию новых и актуализации имеющихся электронных учебных курсов;
  • единство средств использования, разработки, и актуализации учебных материалов, обеспечиваемое соответствующими средствами автоматизации;
  • широкий спектр режимов управления процессом обучения, ориентированный на технологии смешанного обучения, включая дистанционный доступ;
  • автоматизированное выявление проблемных мест и возможность их последующей ликвидации;
  • простой в освоении инструментарий разработки новых модулей учебного материала для последующего их включения в учебные курсы;
  • высокоэффективный инструментарий создания новых учебных курсов, исходя из потребностей заказчика путем компоновки готовых модулей учебного материала;
  • автоматизированный инструментарий он-лайнового обновления пакета учебных курсов и программного обеспечения самого ИСТОК-Мастер;
  • возможность проведения как индивидуальных так и групповых занятий;
  • автоматизация управления занятием с использованием локальной сети и технологии «клиент-сервер»;
  • ведение автоматизированного электронного журнала, отчетной документации в соответствии с установленными формами;
  • наличие автоматизированных средств ведения архивов и статистики.
Технические средства
АОК реализован на основе локальной вычислительной сети, включающей в себя сервер, выполняющий функции рабочего места преподавателя или администратора системы, или автора электронного учебного курса и рабочих станций для клиента (обучаемого).
Информационные средства
Информационные средства АОК представляют собой набор баз данных четырех видов:
  • базы электронных учебных курсов;
  • базы информационных и нормативных материалов;
  • автоматизированной базы электронных копий плакатов, предназначенной для использования в качестве наглядного материала при проведении занятий;
  • видеотеки учебных фильмов.

Количественный состав баз данных может быть различным и определяется объёмом учебного материала и удобствами использования, например, с разбивкой по структурным подразделениям организации.

В настоящее время для предметных областей «Охрана труда», «Промышленная безопасность и электробезопасность», «Безопасность движения поездов» имеется 19 баз учебного материала, включающих свыше 190 электронных учебных курсов.

Обучение обслуживающего персонала эффективному использованию АОК в учебном процессе проводится в УЦ ИНФОТРАНС.