Учебный центр ИНФОТРАНС на современном этапе

В конце 2016 г. в НОУ ДПО «ИНФОТРАНС» была завершена работа по приведению уставных документов в соответствие с требованиями Закона об образовании в РФ. В январе 2017 г. Министерством юстиции РФ по Самарской области был утвержден наш новый Устав и наименование. Отныне мы именуемся Негосударственное частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Учебный центр ИНФОТРАНС (сокращенное наименование Учебный центр ИНФОТРАНС).

Учебный центр ИНФОТРАНС (г. Самара), единственным учредителем которого является научно-производственный центр логистических и транспортных систем ИНФОТРАНС (АО НПЦ ИНФОТРАНС), ведет образовательную деятельность по повышению квалификации руководителей, работников и специалистов сети дорог Российской Федерации и стран ближнего зарубежья, эксплуатирующих различные средства диагностики железнодорожной инфраструктуры, произведенные в АО НПЦ ИНФОТРАНС (мобильные диагностические комплексы типа КВЛ-П, АДК-И «ЭРА», СПЛ ЧС-200, СМДЛ 2ТЭ-116, КВЛ-АРКС, а также съемные ручные диагностические средства типа РПИ и др.).

В процессе обучения значительное место отведено практическим занятиям на реальном оборудовании, учебных тренажерах. Обучение ведется на основе утвержденных учебных планов и программ по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту диагностических средств, навыкам работы с программным обеспечением.

Осуществляется также повышения квалификации руководителей и работников линейных подразделений и руководящего состава дирекций инфраструктуры по работе с программными комплексами технологического контура обеспечения безопасности движения и информационно-аналитическими системами мониторинга и содержания железнодорожной инфраструктуры (ПГРК УРРАН, ЭКСПЕРТ и др.)

Главное отличие процесса обучения специалистов такой крупной корпоративной структуры как холдинг «РЖД», состоит в необходимости постоянного реагирования на изменения сегмента нормативно-правового, технического и эксплуатационного поля отрасли, которому свойственно динамичное развитие и обновление. К тому же, вся диагностическая техника производства НПЦ ИНФОТРАНС, также, постоянно модернизируются и обновляется, создаются и внедряются новые диагностические комплексы и разработки, информационные технологии, что также требует постоянного повышения уровня знаний и требует современных специальных знаний и навыков.

В этой связи состав пакетов учебных планов и программ постоянно обновляется и корректируется с учетом запросов производства и оперативных требований. Эти программы вызвали большой интерес у руководства и специалистов ОАО «РЖД», Центральной дирекции инфраструктуры и получили высокую оценку на сетевом уровне на выставке образовательных технологий ОАО «РЖД» в г.Москве, где учебный центр демонстрировал адаптированные под современные требования учебные курсы и программы.

Приведем примеры разработки новых учебных курсов, созданных на базе инновационных разработок АО НПЦ ИНФОТРАНС. После того как специалистами «ИНФОТРАНС» была создана система комплексной диагностики железнодорожной инфраструктуры «ЭКСПЕРТ», то на основе этой разработки учебным центром был разработан курс «Современные методы оценки, контроля и анализа состояния бесстыкового пути (ПО КАПС БП УРРАН) разработки НПЦ ИНФОТРАНС».

Курс рассчитан на руководителей, работников и специалистов служб, дистанций пути, ЦУСИ, ДИЦДМ, секторов бесстыкового пути Центральной дирекции инфраструктуры и направлен на приобретение практических навыков по использованию этого комплекса в определении предотказного состояния бесстыкового пути.

Следует отметить, также, изучение слушателями круга задач по программному комплексу ПГРК УРРАН, позволяющих формировать и использовать базу данных, получаемых с автоматизированных средств диагностики, их накопление, синхронизацию и обработку, а также порядок использования полученных данных для дальнейшего технико-экономического анализа состояния инфраструктуры и планирования ремонтов пути с учетом категории путей, грузонапряженности, установленных скоростей.

Интегрированные данные служат информационной основой для внешних приложений и являются информационной поддержкой еще одного направления – это технологии комплексного управления надежностью, рисками, стоимостью жизненного цикла на железнодорожном транспорте (УРРАН-RAMS), направленной на оптимизацию затрат на содержание инфраструктуры, исходя из её реального состояния и развития. Внешние приложения могут реализовывать, в частности, альтернативные методики оценки, рассчитывать обобщенные показатели состояния объектов инфраструктуры, осуществлять прогнозирование их состояния, технико-экономический анализ, планирование ремонтов и т.д.

Более подробно в учебном курсе изучается применение внешних приложений системы «ЭКСПЕРТ» – программа определения предотказного состояния инфраструктуры (в рамках технологии комплексного управления надежностью, рисками, стоимостью жизненного цикла на железнодорожном транспорте УРРАН-RAMS) и программа «StabWay» по наблюдению за нестабильными во времени участками земляного полотна (в рамках принятого регламента наблюдения за состоянием земляного полотна).

Особо в спектре учебных программ следует выделить разработанную программу: «Эксплуатация диагностических систем и устройств самоходных многопрофильных лабораторий производства НПЦ ИНФОТРАНС для диагностики и контроля состояния ж.д. пути, напольных устройств железнодорожной автоматики, телемеханики и связи, устройств электрификации и электроснабжения».

Программа была разработана для обучения специалистов ОАО «РЖД» в связи со вводом в постоянную эксплуатацию уникальной самоходной многофункциональной диагностической лаборатории на базе тепловоза 2ТЭ-116 (СМДЛ 2ТЭ-116), созданной специалистами АО НПЦ ИНФОТРАНС. Этот проект не имеет аналогов в мире. На базе локомотива создан суперсовременный диагностический комплекс, способный на скоростях до 80 км/ч контролировать максимально полный набор диагностируемых параметров объектов железнодорожной инфраструктуры, включая состояние железнодорожного пути, устройств автоматики и сигнализации, контактной сети и поездной радиосвязи. Лаборатория является универсальной и способна работать как на электрифицированных, так и на не электрифицированных участках. Контроль параметров пути ведется под локомотивной нагрузкой 23,7 тонны/ось, что особенно важно для тяжеловесных направлений движения. В рамках одной проверки обеспечивается контроль более 120 параметров технических объектов инфраструктуры, формируется свыше 140 параметров автоматической оценки результатов и аналитической обработки. Лишь даже эти весьма краткие характеристики созданного сложнейшего диагностического комплекса показывают, насколько сложно было разработать учебно-методическое обеспечение учебного процесса. Разработка велась параллельно ходу работ по монтажу самоходной лаборатории. При этом, создать эффективную учебную программу в короткие сроки удалось во многом благодаря активному участию специалистов АО НПЦ ИНФОТРАНС.

Отличительной особенностью процесса обучения в нашем учебном центре является применение универсальной автоматизированной обучающей системы АОС ИСТОК, разработанной специалистами АО НПЦ ИНФОТРАНС. В основном, на данном этапе развития, система направлена на обучение специалистов по охране труда линейных предприятий всех структурных подразделений и филиалов холдинга «РЖД», а также работников вагонов – тренажеров по охране труда. Важнейшее звено концепции системы – глубоко эшелонированная модульная архитектура построения учебного электронного материала.

Особенно следует отметить наличие здесь эффективного инструментария для создания новых электронных учебных курсов из готовых модулей учебного материала, а также инструментария для разработки новых модулей учебного материала, специфичных для местных условий.

АОС ИСТОК постоянно развивается и широко используется в холдинге «РЖД» в системе обучения и аттестации по охране труда. К настоящему времени разработано свыше 170 базовых курсов по охране труда, ПТЭ, ИСИ и ИДП для специалистов всех профильных дирекций ОАО «РЖД».

АОС ИСТОК используется как основа автоматизированных обучающих комплексов, которые установлены в вагонах охраны труда и поставляются на предприятия ОАО «РЖД» для кабинетов охраны труда. При этом 12 вагонов охраны труда были разработаны и полностью изготовлены АО НПЦ ИНФОТРАНС. Сейчас обучающих комплексов для кабинетов охраны труда, поставленных АО НПЦ ИНФОТРАНС, на сети железных дорог, более 500. Всего специалистов по охране труда в 2016 г было обучено около 50.

Всего в 2016 г. обучение специалистов осуществлялось по семи основным образовательным программам:

1. «Эксплуатация систем и устройств автоматизированных комплексов диагностики железнодорожной инфраструктуры (КВЛ-П, АДК-И «ЭРА», СПЛ ЧС-200, СМДЛ-2ТЭ116, КВЛ-АРКС)» для начальников, заместителей начальников и инженеров диагностических комплексов.

2. «Техническое обслуживание и ремонт систем и устройств автоматизированных комплексов диагностики железнодорожной инфраструктуры (КВЛ-П, АДК-И «ЭРА», СПЛ ЧС-200, СМДЛ-2ТЭ116, КВЛ-АРКС)» для наладчиков диагностических комплексов.

3. «Эксплуатация компьютеризированных вагонов - лабораторий диагностики и контроля состояния путевых устройств железнодорожной автоматики, телемеханики и связи (КВЛ-АРКС)» для работников и специалистов службы АТС, ДИЦДМ.

4. «Эксплуатация систем и устройств ручного автоматизированного диагностического комплекса (РПИ)» для работников и специалистов дистанций пути, ДИЦДМ.

5. «Работа с новой версией программного обеспечения оценки стабильности земляного полотна («StabWay») разработки НПЦ ИНФОТРАНС» для руководителей, работников и специалистов инженерно-геологических баз линейных ДИЦДМ, служб и дистанций пути.

6. «Современные методы оценки, контроля и анализа предотказного состояния бесстыкового пути ( ПО КАПС БП УРРАН) разработки НПЦ ИНФОТРАНС» для руководителей, работников и специалистов служб и дистанций пути, ЦДИДМ, ЦУСИ, секторов бесстыкового пути.

7. «Эксплуатация автоматизированных обучающих комплексов по охране труда АОК ИСТОК производства НПЦ ИНФОТРАНС» для руководителей, работников и специалистов занятых в сфере охраны труда всех структурных подразделений ОАО «РЖД».

Все учебные программы очень плотно насыщены тщательно подобранными темами и разделами, базирующимися на современных инновационных разработках АО НПЦ ИНФОТРАНС.

Значительное внимание уделяется усилению практической подготовки слушателей. Для этой цели часть учебных занятий проводятся непосредственно в цехе Димитровградского филиала АО НПЦ ИНФОТРАНС, где налажено серийное производство автоматизированных диагностических комплексов, их наладка, техническое обслуживание, ремонт и калибровка. В главной учебной аудитории установлен учебный тренажер «Измерительная тележка рихтовки» для практических занятий со специалистами серийных автоматизированных диагностических комплексов производства АО НПЦ ИНФОТРАНС. Параллельно с проведением занятий на этом тренажере ведется его дооснащение и модернизация.

В истекшем 2016 г., в связи с заказами отечественных и зарубежных производственников, были разработаны три новых учебных плана и программы и проведено обучение по курсам:

1. «Эксплуатация систем и устройств самоходных многофункциональных диагностических комплексов на базе автомотрисы служебной (СМДК-Мтр) производства НПЦ ИНФОТРАНС» для руководителей, работников и специалистов Московского метрополитена.

2. «Основы диагностики объектов и устройств железнодорожной инфраструктуры с использованием комплексов производства НПЦ ИНФОТРАНС (КВЛ-П, АДК-И «ЭРА», СПЛ ЧС-200, СМДЛ-2ТЭ116, КВЛ-АРКС, РПИ)» для руководителей, работников и специалистов служб, дистанций пути, ДИЦДМ, ЦУСИ, сопровождающих диагностические комплексы.

3. «Диагностика и оценка состояния элементов и конструкций мостов и транспортных тоннелей» для руководителей, работников и специалистов Центра ИССО, служб и дистанций пути, ПЧ ИССО.

В целом, учебным центром, за период 2013-2016 гг, подготовлено 980 специалистов. В том числе - для сети дорог около 800 работников в области эксплуатации, технического обслуживания и ремонта диагностических комплексов типа АДК-И «ЭРА», СПЛ ЧС-200, КВЛ-П, РПИ, а также СМДЛ-2ТЭ116.

Подготовлено около 140 специалистов различных подразделений ОАО «РЖД» по охране труда, в том числе 8 начальников вагонов охраны труда.

Для железных дорог Латвии, Узбекистана, Армении, Белоруссии было подготовлено 40 специалистов в области эксплуатации, технического обслуживания и ремонта диагностических комплексов типа КВЛ-П.

В 2016 г. около 50 работников ЦДИ ОАО «РЖД» получили необходимый комплекс знаний по использованию системы «СКДИ-Эксперт».

В конце 2016 г. впервые проведено обучение 22 слушателей по вновь разработанному курсу «Диагностика и оценка состояния элементов и конструкций мостов и транспортных тоннелей». Обучались руководители, работники и специалисты ПЧ ИССО Куйбышевской дирекции инфраструктуры.

Также впервые по новому курсу «Эксплуатация систем и устройств самоходных многофункциональных диагностических комплексов на базе автомотрисы служебной (СМДК-Мтр) производства НПЦ ИНФОТРАНС» было обучено 6 работников и специалистов Московского метрополитена.

Работа по расширению спектра оказываемых образовательных услуг для холдинга «РЖД» и зарубежным партнерам будет продолжена. Будут организованы краткосрочные тематические семинары с руководителями и специалистами линейных дирекций инфраструктуры. Планируется открыть новое направление работы Учебного центра – это переподготовка специалистов с использованием форм удаленного обучения.

Учебный процесс осуществляет сбалансированный кадровый состав. Около 42% от общего количества профессорско-преподавательского состава имеют ученые степени и звания, в том числе 3 кандидата технических наук, специалистов НПЦ ИНФОТРАНС.

Директор учебного центра Корся Владимир Борисович ранее работал в МПС и ОАО «РЖД» на различных должностях. Он прошел путь от дорожного мастера на Приволжской ж.д. до заместителя начальника дороги по путевому хозяйству на Куйбышевской ж.д.

Заместитель директора профессор Бондаренко Алексей Алексеевич большую часть своей трудовой деятельности работал деканом строительного факультета, заведующим кафедрой «Путь и строительство железных дорог» СамГУПС, работал начальником производственно-технического сектора Забайкальской дирекции инфраструктуры.

Преподаватель Зяблов Дмитрий Александрович закончил аспирантуру Самарского государственного университета путей сообщения и имеет богатый опыт работы в Куйбышевском Центре диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД», преподаватель Атапин Виталий Владимирович защитил кандидатскую диссертацию. Занятия ведут также и высококвалифицированные специалисты НПЦ ИНФОТРАНС: кандидаты наук В.И. Качур и В.А. Ефремов, преподаватель Лыкова Нина Петровна является одним из разработчиков программного обеспечения бортовых автоматизированных систем КВЛ-П. Преподаватели И.А. Савельев и Ю.А. Белоусов – являются ведущими специалистами по разработке и обслуживанию измерительных систем и устройств.

Общие характеристики кадрового состава будут не полными, если не сказать о работе нашего главного бухгалтера Ирины Александровны Амелиной. Она успешно ведет финансовые дела центра. Ее работа позволяет стабильно осуществлять оплату труда профессорско-преподавательского состава, отыскивать ресурсы на покрытие расходов на укрепление материальной базы, учебно-методического обеспечения учебных занятий и, тем самым, способствует повышению эффективности организации учебного процесса.

В 2016 г. была продолжена работа по улучшению учебно-методического обеспечения учебного процесса. Откорректированы разработанные ранее рабочие тетради курсов (РТК). Тетради содержат актуализированную нормативную и учебно-методическую информацию об эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автоматизированных диагностических комплексах, а также об основных характеристиках железнодорожного пути, в том числе бесстыкового, как объекта диагностики. Комплект тетрадей, выдаваемый слушателям, входит в стоимость обучения.

Качество оказываемых образовательных услуг находится на должном уровне, что было неоднократно отмечено в благодарственных письмах руководства Октябрьской, Куйбышевской, Забайкальской, Северо-Кавказской, Приволжской и Центральной дирекции инфраструктуры. Высокое качество учебного процесса отмечает подавляющее количество слушателей, прошедших обучение в учебном центре. Высокую оценку работе учебного центра дала группа слушателей из Белорусской ж.д. Руководитель группы А.В. Архипов поблагодарил коллектив учебного центра за большой новый и содержательный объем знаний, полученных на занятиях, а руководство службы пути Белорусской железной дороги направило в адрес учебного центра свое благодарственное письмо.

Учебный центр участвует в организации досуга слушателей во внеучебное время. Особый интерес у слушателей вызывают регулярно проводимые экскурсии в музей «Бункер Сталина», музей Железнодорожной техники Куйбышевской ж.д. на территории учебного полигона Самарского университета путей сообщения, экскурсии с гидом по городу Самаре, посещение театров, музеев и др.

Есть абсолютная уверенность в том, что знания, полученные руководителями, работниками и специалистами ОАО «РЖД» в учебном центре позволят более эффективно эксплуатировать, обслуживать и ремонтировать диагностические комплексы производства НПЦ ИНФОТРАНС, что позволит улучшить качество контроля и оценки технического состояния объектов железнодорожной инфраструктуры и, в свою очередь, повысит безопасность движения.