Самоходная путеизмерительная лаборатория на базе электровоза ЧС200-08 (СПЛ-ЧС200)

Разработка самоходной путеизмерительной лаборатории СПЛ-ЧС200 на базе переоборудованного электровоза ЧС200-08 началась по инициативе и поручению старшего вице-президента ОАО «РЖД» В.А. Гапановича с целью автоматизированного контроля состояния железнодорожного пути, прежде всего, скоростных направлений, на рабочих скоростях до 200 км/ч с повышенной осевой нагрузкой на путь 19,5 тонн.

Специально в рамках проекта СПЛ-ЧС200 была разработана бесконтактная лазерная система измерения геометрических параметров рельсовой колеи, которая отличается малыми размерами, универсальностью и может быть установлена практически на любую подвижную единицу. При этом, несмотря на компактность системы измерения, все выходные данные могут быть приведены к любому формату и оцениваться по любым нормативам.

В случае СПЛ-ЧС200 результаты измерений приводятся к стандартному формату вагона-путеизмерителя и оцениваются в соответствии с действующей нормативной документацией. Такой подход также позволяет за счет совмещения данных СПЛ-ЧС200 и вагона-путеизмерителя, полученных под различной нагрузкой на путь, выявлять ослабленные места верхнего строения пути.

Сенсорный пульт управления делает простым и наглядным управление автоматизированной информационно-измерительной системой СПЛ-ЧС200. Он обеспечивает автоматическое включение и выключение всей диагностической аппаратуры в заданной последовательности в соответствии с циклограммой запуска, а также автоматически поддерживает необходимый температурный режим функционирования измерительного оборудования.

СПЛ-ЧС200 – первое отечественное средство диагностики, работающее на скоростях до 200 км/ч, не только на российских железных дорогах, но и на всем «Пространстве 1520». Полученный запас по точности измерения является гарантией того, что система сможет обеспечить достоверные измерения и на скоростях, значительно превышающих 200 км/ч.

Лаборатория может эксплуатироваться в любое время года в диапазоне температур окружающего воздуха от минус 40 до плюс 55 °С.

СПЛ-ЧС200 состоит из двух секций, на одной из которых (диагностической) демонтировано локомотивное оборудование и установлены:

  • автоматизированная информационно-измерительная система разработки НПЦ ИНФОТРАНС (установка оборудования выполнена без вмешательства и доработок оставшихся систем локомотива);
  • служебный модуль;
  • системы жизнеобеспечения экипажа (отопление, кондиционирование, санузел);
  • дополнительное электрооборудование для энергоснабжения автоматизированной информационно-измерительной системы и систем жизнеобеспечения диагностической секции.

Автоматизированная информационно-измерительная система СПЛ-ЧС200 имеет в своем составе:

1. Подсистему контроля геометрии рельсовой колеи (ГРК):

  • взаимное расположение обеих рельсовых нитей по высоте (уровень);
  • ширина рельсовой колеи (шаблон);
  • стрелы изгиба рельсовых нитей в горизонтальной (рихтовка) и вертикальной (просадка) плоскостях;
  • длинные неровности в плане и профиле до 150 м.

2. Подсистему контроля поперечного профиля рельсов:

  • наклон поверхности катания,
  • износы головки (боковой, вертикальный, приведенный и под углом 45°).

3. Подсистему контроля продольного профиля пути:

  • полный продольный профиль пути;
  • уклоны продольного профиля пути.

4. Подсистему видеоконтроля состояния обустройства пути.

5. Подсистему контроля горизонтального и вертикального ускорений кузова вагона и букс тележек.

6. Подсистему контроля остаточной намагниченности рельсов.

7. Подсистему привязки в геодезической и железнодорожной системах координат.

8. Подсистему дистанционной передачи данных по радиоканалу.

СПЛ-ЧС200 при необходимости может быть дооснащена дополнительными системами контроля (пространственного сканирования, видеоконтроля рельсошпальной решетки и др.).