Самоходная многофункциональная диагностическая лаборатория на базе тепловоза СМДЛ-2ТЭ116

Самоходная многофункциональная диагностическая лаборатория на базе тепловоза 2ТЭ116 (СМДЛ-2ТЭ116) предназначена для автоматизированного контроля состояния объектов железнодорожной инфраструктуры в условиях реального взаимодействия пути и локомотива.

Разработка СМДЛ-2ТЭ116 проводилась по инициативе и под руководством ОАО «РЖД». Головной организацией по проекту создания диагностического комплекса на базе тепловоза 2ТЭ116 была определена компания ИНФОТРАНС – многолетний разработчик и поставщик систем и средств диагностики для ОАО «РЖД». Основными соисполнителями по проекту являлись ПКБ ЦТ и Воронежский тепловозоремонтный завод (ВТРЗ).

Этот проект не имеет аналогов в мире. Впервые на базе локомотива создан настоящий диагностический комплекс, способный контролировать максимально полный набор параметров объектов инфраструктуры. Многофункциональная лаборатория обеспечивает контроль состояния путевой инфраструктуры, устройств автоматики и сигнализации, ведет полноценную диагностику состояния контактной сети и поездной радиосвязи на рабочих скоростях до 100 км/ч. Лаборатория является универсальной и способна работать как электрифицированных, так и на неэлектрифицированных участках пути. Контроль параметров пути ведется под локомотивной нагрузкой 23.7 тонны, что особенно важно для тяжеловесных направлений движения. СМДЛ будет работать на Байкало-Амурской и Транссибирской магистралях.

В рамках одной проверки обеспечивается контроль более 120 параметров технических объектов инфраструктуры, формируется свыше 140 параметров автоматической оценки результатов и аналитической обработки.

Уровень инновационности решений, применённых на СМДЛ, превышает 50%. Специально в рамках этого проекта были разработаны, значительно усовершенствованы и установлены на лаборатории новые высокотехнологичные системы измерения геометрии пути и рельсов, скоростного видеоконтроля, пространственного сканирования, контроля контактной сети, остаточной намагниченности рельсов и другие. Встроенные автоматические системы жизнеобеспечения позволяют работать оборудованию практически во всех погодно-климатических условиях. По функциональности СМДЛ-2ТЭ116 является самым насыщенным диагностическим комплексом в мире. Высокая степень автоматизации работы всего диагностического оборудования позволяет обслужить весь сложный комплекс систем диагностического оборудования минимальным составом экипажа.

Компактность диагностического оборудования позволила разместить его в одной секции тепловоза и одновременно обеспечить комфортные условия для жизни и работы экипажа. Сформированы полноценная бытовая зона для приема пищи, купе для отдыха экипажа, душ и экологический санитарный блок. Установлены системы энергоснабжения, отопления и кондиционирования.

Инновационность проекта

В секции тепловоза 2ТЭ116 создана полноценная лаборатория диагностики железнодорожной инфраструктуры, которую отличает:

  • контроль параметров инфраструктуры в условиях реального взаимодействия пути и локомотива с осевой нагрузкой на путь 23.7 тонны;
  • комплекс оборудования для контроля широкой номенклатуры диагностируемых параметров инфраструктуры размещен в ограниченном пространстве;
  • высокая степень автоматизации всех процессов управления, измерения, контроля, оценки и анализа позволяет обслуживать минимальным составом экипажа;
  • заложена автономность диагностической секции, установлено все необходимое бытовое оборудование и жизнеобеспечивающие системы, созданы комфортные условия для жизни и работы экипажа.

Экономический эффект

Экономическая эффективность внедрения диагностической лаборатории СМДЛ-2ТЭ116 определяется ее многофункциональностью и высокой степенью автоматизации.

Диагностическая лаборатория не только заменяет целый ряд специализированных вагонов-лабораторий (вагон-путеизмеритель, габаритообследовательская станция, вагон по испытанию контактной сети, вагон контроля автоматики и телемеханики, вагон контроля средств радиосвязи), но и превосходит их по функциональности. Высокая степень автоматизации процессов управления, измерения, обработки, оценки и анализа результатов позволяет обслуживать лабораторию минимальным составом экипажа.

Экономический эффект от применения СМДЛ достигается за счет снижения эксплуатационных расходов на проведение диагностики при высвобождении специализированных вагонов-лабораторий и дополнительного дохода от соответствующего высвобождения ниток графика. Срок окупаемости изделия составляет 6 лет.

Дополнительный экономический эффект достигается за счет более полной диагностики железнодорожной инфраструктуры, высоких точностей измерения и достоверности получаемой информации для участков тяжеловесного движения. Информация, получаемая СМДЛ-2ТЭ116, позволяет вести эффективный мониторинг состояния инфраструктуры и её развития, осуществлять прогнозирование перехода в предотказное состояние, вести своевременное планирование ремонтов, исходя из фактического состояния инфраструктуры, оценивать качество выполненных ремонтов.