Ручной автоматизированный диагностический комплекс (РПИ)

Ручной автоматизированный диагностический комплекс по своим характеристикам и составу контролируемых параметров полностью соответствует вагону-путеизмерителю КВЛ-П – самой массовой и совершенной модели путеизмерителя на железных дорогах России и стран СНГ.

РПИ обеспечивает:

  • автоматизированный контроль состояния рельсовой колеи на малодеятельных участках пути;
  • приемку вновь уложенного пути и пути после машинной выправки;
  • выявление ослабленных мест верхнего строения пути
  • съёмку продольного профиля пути;
  • оценку коротких неровностей на поверхности катания рельсов;
  • контроль габаритов приближения строений;
  • привязку к геодезическим и железнодорожным координатам;
  • видеопротоколирование состояния инфраструктуры.

Достоинством РПИ является то, что в очень компактном устройстве удалось реализовать измерение и автоматическую оценку всех тех параметров, которые измеряют вагоны-путеизмерители, в том же частотном диапазоне и реализовать ту же методику оценки, что и на вагонах-путеизмерителях КВЛ-П (ЦП-515 или любая другая методика оценки по требованию Заказчика). При этом, уже в базовой комплектации помимо контроля обязательных основных параметров геометрии рельсовой колеи (уровень, ширина колеи, горизонтальные и вертикальные стрелы изгиба рельсовых нитей) имеется возможность контроля таких параметров как продольный профиль пути, короткие неровности (волнообразный износ – рифли) на поверхности катания.

Вся информация, получаемая РПИ, привязана к железнодорожным и геодезическим координатам. Формируемые РПИ отчетные формы полностью идентичны отчетным формам вагона-путеизмерителя. Ручной путеизмеритель при необходимости может быть оснащен видеосистемой, которая позволяет осуществлять видеопротоколирование при проведении осмотров пути, приемником данных спутниковых навигационных систем (ГЛОНАСС/GPS) и системой пространственного сканирования. Все функции контроля осуществляются в автоматизированном режиме. При этом оценка всех параметров ведется после приведения к каноническому виду, соответствующему движению путеизмерителя по возрастанию пикетажа длинной хордой измерения горизонтальных и вертикальных стрел изгиба рельсовых нитей вперед.

РПИ может выпускаться как в варианте под фиксированную ширину колеи (российскую, европейскую, японскую или любую другую), так и в варианте, который позволяет легко адаптироваться под заданный набор размеров колеи. Оцениваемые параметры, приведенные в таблице, могут быть легко адаптированы и пересчитаны под требования нормативной документации Заказчика (Евронормы, нормы Deutsche Bahn Netz и др.).

Если в процессе работы на пути возникает необходимость снятия РПИ (например, для пропуска поездов) и последующего возобновления работы, то РПИ автоматически распознает моменты снятия с пути и обратной установки на путь, «склеивает» результаты измерений (для чего необходимо откатиться назад на некоторое расстояние) и формирует непрерывный файл с данными проезда.

В состав РПИ входят измерительная тележка и два программно-технических комплекса (ПТК-1 и ПТК-2) на базе переносных персональных компьютеров. Конструктивно тележка РПИ представляет собой легкоразборную модульную конструкцию, на которой установлена датчиковая аппаратура и аккумуляторные батареи. Время сборки/разборки РПИ в базовой комплектации не превышает 1-2 минут, в полной – 3-4 минут.

Вариант исполнения РПИ с установленным приемником GPS/ГЛОНАСС, системой пространственного сканирования и видеокамерой показан на Фото 3. Применение РПИ, оснащенного видеокамерой, позволяет устранить недостатки ныне действующей системы проведения генеральных осмотров пути:

  • субъективный характер оценки отступлений и расстройств пути;
  • невозможность воспроизвести и перепроверить заключение комиссии в связи с отсутствием фактических материалов;
  • трудность сопоставления результатов осмотра с материалами проверки пути путеизмерительными вагонами.

При работе аппаратура тележки выполняет сбор данных о состоянии путевой инфраструктуры и передаёт их на ПТК-1. ПТК-1 реализован на базе специализированного переносного персонального компьютера планшетного типа и используется оператором непосредственно при работе на пути. ПТК-1 выполняет обработку полученной информации в реальном времени: визуализацию параметров рельсовой колеи, выявление отступлений параметров рельсовой колеи от норм содержания с их координатной привязкой, звуковая сигнализация по опасным отступлениям, запись информации о выявленных отступлениях в базу данных с целью долговременного хранения и последующей обработки. Обеспечивается возможность введения отметок оператора. На экране также отображаются паспортные объекты железнодорожного пути (при их наличии), текущая координата местонахождения путеизмерителя и индикаторы технического состояния аппаратных средств РПИ. По результатам измерений может быть выполнена полная паспортизация проверенного участка пути.

ПТК-2 представляет собой стандартный переносной компьютер (ноутбук) и служит для окончательной обработки (постобработки) полученных данных в стационарных условиях (в дистанции, службе пути): получение графических диаграмм с результатами измерений, формирование и выдача форм отчетной документации, формирование и редактирование баз паспортных данных. ПТК-1 и ПТК-2 оснащены специализированным программным обеспечением, созданным на базе программного обеспечения вагона-путеизмерителя КВЛ-П, что обеспечивает полную совместимость входных и выходных данных РПИ и КВЛ П (база паспортных данных, графические диаграммы, база результатов, выходные формы).