Компьютеризированный вагон-лаборатория для контроля контактной сети, автоматики и связи КВЛ-АРКС (КВЛ-Э.2, КВЛ-Ш)

Предназначен для комплексного автоматизированного контроля и диагностики состояния контактной сети (КС), параметров напольных устройств систем автоматики, а также параметров технических средств поездной радиосвязи в реальном времени в соответствии с требованиями действующих нормативных документов ОАО «РЖД» для регламентированных параметров назначения.

На базе КВЛ-АРКС производятся специализированные вагоны-лаборатории КВЛ-Э.2 для контроля состояния контактной сети и КВЛ-Ш для контроля систем автоматики и телемеханики.

КВЛ-АРКС (сертификат соответствия ССФЖТ RU.ЦП05.Б.06497) входит в состав диагностического комплекса «ЭРА». КВЛ-АРКС может эксплуатироваться как в составе комплекса, так и автономно, по отдельному графику.

В состав бортовой аппаратуры КВЛ-АРКС входят:

1. Бортовая автоматизированная система компьютеризированного вагона-лаборатории по испытанию контактной сети (БАС КВЛ-Э.2).

2. Система контроля и диагностики состояния устройств железнодорожной автоматики и рельсовых цепей.

3. Система контроля параметров радиосвязи.

Для питания систем контроля КВЛ-АРКС предусмотрена отдельная система электроснабжения СЭС, имеющая в своем составе дизель-генератор.

Конструкция систем и датчиков, размещаемых внутри, вне кузова вагона и на элементах ходовых тележек, обеспечивает их защиту от воздействия окружающей среды: влаги, пыли, мелких механических частиц и атмосферных осадков.

Системы контроля КВЛ-АРКС обеспечены методами и средствами тестирования и калибровки.

БАС КВЛ-Э.2 обеспечивает выполнение следующих функций:

  • контроль и автоматизированная балльная оценка технического состояния контактной сети;
  • измерение положения контактного провода в плане (зигзаг);
  • измерение высоты подвеса контактного провода;
  • регистрация высоты отходящих ветвей от поверхности полоза токоприемника в точках ±600 мм от оси полоза токоприемника дискретно 0..40 мм, 40..80 мм;
  • регистрация факта касания контактного провода на скосах полоза измерительного;
  • измерение силы нажатия токоприемника на контактный провод;
  • фиксация опор и измерение расстояния от оси рельсовой колеи до опоры контактной сети;
  • измерение длины пролета между опорами;
  • определение типа (переменное, постоянное) и измерение величины напряжения контактной сети;
  • измерение температуры наружного воздуха;
  • измерение ускорения полоза измерительного при взаимодействии токоприемника с КС;
  • фиксация отрыва токоприемника от контактного провода;
  • определение сверхнормативных отклонений параметров визуально наблюдаемых объектов контактной сети;
  • тепловизионный и инфракрасный контроль объектов контактной сети;
  • видеоконтроль состояния обустройства контактной сети с возможностью фиксации отметок оператора и записи речевых комментариев и последующим сплошным или выборочным просмотром по заданным критериям (опоры, стрелки, отметки оператора и т.п.);
  • измерение скорости движения при контроле;
  • измерение пройденного пути.

Отличительные особенности:

  • программное обеспечение работает под управлением операционной системы Windows и имеет удобный, адаптированный на пользователя интерфейс;
  • БАС КВЛ-Э.2 позволяет заранее, до начала объезда, сформировать маршрут предстоящего объезда в виде схемографического изображения с возможностью последующего контроля в реальном времени текущих координат вагона-лаборатории;
  • в реальном времени отображать место нахождения вагона-лаборатории на схеме железнодорожных путей с привязкой к геодезической (ГЛОНАСC/GPS) и железнодорожной координатам пути с автоматическим определением направления движения на стрелочных переводах;
  • система фиксации опор позволяет не только регистрировать наличие опор контактной сети, но и измерять расстояние от них до оси рельсовой колеи;
  • применение измерительного полоза с бесконтактными датчиками обеспечивает высокую достоверность полученных результатов в условиях реального взаимодействия контактной подвески с токоприемником и независимость результатов измерений от погодных условий;
  • по окончании объезда участка контактной сети представитель ЭЧК получает отчет о результатах объезда этого участка в виде графиков и сводных таблиц обнаруженных отклонений, как в бумажном, так и в электронном виде;
  • позволяет проводить постобработку результатов обследования в вагоне-лаборатории непосредственно в процессе объезда по мере поступления информации о состоянии контактной сети;
  • система видеонаблюдения имеет высокую разрешающую способность и позволяет в режиме постобработки просмотреть изображение контактной сети в местах обнаруженных отклонений параметров;
  • дублирующие мониторы в смотровой вышке позволяют оперативно контролировать результаты объезда в реальном времени;
  • принципы, заложенные в структуре БАС КВЛ-Э.2, позволяют расширять её функциональные возможности как за счет наращивания и совершенствования датчиковой аппаратуры и средств обработки информации, так и путем реализации новых методик с использованием базового набора аппаратных средств.

БАС КВЛ-Ш обеспечивает выполнение следующих функций:

  • контроль параметров сигналов локомотивной сигнализации АЛСН, АЛС-ЕН при всех видах автоблокировки и рельсовых цепей (РЦ);
  • контроль параметров шлейфов САУТ-У, САУТ-Ц, САУТ-ЦМ;
  • контроль КТСМ;
  • контроль тональных рельсовых цепей ТРЦ3, ТРЦ4;
  • регистрация изолирующих стыков;
  • обнаружение и регистрация участков с остаточной повышенной разнополюсной намагниченностью рельсов.

Отличительные особенности:

  • программное обеспечение работает под управлением операционной системы Windows и имеет удобный, адаптированный на пользователя интерфейс;
  • БАС КВЛ-Ш позволяет заранее, до начала объезда, сформировать маршрут предстоящего объезда в виде схемографического изображения с возможностью последующего контроля в реальном времени текущих координат вагона-лаборатории;
  • в реальном времени отображать место нахождения вагона-лаборатории на схеме железнодорожных путей с привязкой к геодезической (ГЛОНАСC/GPS) и железнодорожной координатам пути с автоматическим определением направления движения на стрелочных переводах;
  • записывать и хранить исходные (первичные) сигналы в РЦ;
  • просматривать осциллограммы сигналов в РЦ во временной и спектральной областях вдоль пути;
  • локализовать источники помех в РЦ;
  • измерять в рельсовых цепях уровни и частоту помех;
  • контролировать чередование фаз сигнального тока в смежных фазочуствительных рельсовых цепях частотой 25 и 50 Гц;
  • осуществлять обзорное видеонаблюдение;
  • осуществлять видеоконтроль светофоров, включая проверку соответствия их показаний локомотивной сигнализации;
  • осуществлять видеоконтроль изолирующих стыков, соединителей рельсовых стыков, точек подключения шлейфов САУТ, крепления дроссельных перемычек на станциях и перегонах;
  • осуществлять запись речевых комментариев оператора;
  • возможность реализовывать новые функции без наращивания базовых аппаратных средств, в частности, получать различные дополнительные параметры сигналов в рельсовых цепях.

Система контроля параметров радиосвязи обеспечивает решение следующих задач:

  • измерение и регистрацию параметров технических средств поездной радиосвязи.

При решении перечисленных задач всеми системами обеспечиваются:

  • автоматическая привязка к путевой координате, элементам железнодорожного пути (опоры КС, стрелочные переводы, мосты, тоннели, переезды, рельсовые подкладки, электронные метки пути и т.д.);
  • геодезическая привязка (долгота, широта, высота) с использованием спутниковых навигационных систем типа ГЛОНАСС/GPS;
  • создание, хранение и документирование базы данных по участкам железной дороги;
  • автоматизация процесса обработки и анализа измерительной информации и составления отчетных документов по результатам измерений.